Статьи "Почет"

Как не пропустить развилку: в старость или в маразм, в мудрость или в дожитие?

У любого возраста, возрастного кризиса, есть образ-метафора.


Для 20 лет – это весы (благодаря или вопреки).
Для 30 лет – это дерево (крона социальных достижений или корни традиций рода). Для 40 лет – зеркало, в котором отражаются достижения, ведь это первый возраст подведения итогов.

Кризис зрелости – это развилка дорог. Можно смотреть назад или вперед. Можно пойти в мудрость, а можно в регресс.

Чтобы не впадать в уныние, нам нужны живые образы, которые мы видим и в которые верим, что там, дальше, есть жизнь, и эта жизнь счастливая. Очень долго в нашем менталитете эти образцы впереди либо отсутствовали, либо были не теми, к чему хочется стремится.

Как у любого кризиса, у кризиса взрослости есть определенные стадии, свойственные всем.

1 стадия – комфорт, который граничит со скукой. Тягостно то, что происходит. И человек сам начинает провоцировать изменения. Может поссориться с семьей или пойти учиться. Любые перемены, лишь бы перемены.

2 стадия – зов или предчувствие. Внутренне напряжение растет и провоцирует внешние поступки. Возможно, смену места жительства, возможно – смену семьи. Эти перемены не обязательно негативные, но они из-за внутренних перемен, из-за маеты. Для посторонних людей конкретная перемена может быть незначительным событием, но для самого человека это очень значимо. Например, покупает вещь, которую давно хотел, но считал недоступной. Или куда-то первый раз поехал один.

3 стадия – внутренняя трансформация. Внешние поступки влекут за собой внутреннюю трансформацию. Внешнее – это лишь декорации, надо, чтобы внутри все переплавилось, появилось новое качество личности, то самое новообразование возраста. В нашем случае – мудрость.

Здесь есть опасности и возможности. При положительном исходе кризиса качество сформировалось. Однако при негативном исходе возможен уход в болезнь, депрессию, невроз. Либо просто возвращение назад, в зону комфорта. Т.е. человек что-то позволил себе, и – испугался, пожалел, не пошел дальше. Тогда кризис не пройден. Показателем будет являться чувство сожаления.

4 стадия – уроки. Что получил в итоге? Новые цели и ценности, новые качества присвоены. После душевных переживаний приходит осознание, формируется новая мировоззренческая конструкция.

Часто после прохождения кризиса меняются ценности. Например, для мужчины была значима карьера, новой ценностью может стать семья. Обновление позволяет следующую часть жизни прожить комфортно, с ощущением «все, как надо».

Задача кризиса зрелости – сделать выбор между «жить вперед» или «жить назад». Основная цель кризиса – принятие прожитой жизни и нахождение новых смыслов. Идет более глобальная оценка прожитой жизни, т.к. все меньше становится возможностей что-то исправить.

В действительности, очень рано, где-то в районе 55-60 лет человеком «принимается решение» - он идет в жизнь или в доживание. Есть те, кто выбирает доживание. Что это значит? Позиция таких людей: уже ничего нового не будет, нужно использовать только то, что есть.

Говоря об отношении к возрасту, следует сказать о разной степени удовлетворенности.
Неосознанная неудовлетворенность – это то самое «доживание». Позиция «что может быть хорошего в старости?» и «старость не радость». Часто это даже не наши, а навязанные установки.

Осознанная неудовлетворенность – человек оценивает жизнь и не видит удовлетворения. Все не нравится. Позиция «все хорошее в прошлом».

Неосознанная удовлетворенность – человек живет по накатанной, просто забыв о возрасте. Девиз таких взрослых – мне стареть некогда.

Осознанная удовлетворенность – человек воспринимает свой возраст с новыми возможностями, как новый этап в жизни. И этот этап принимается с интересом и благодарностью, в нем видятся новые возможности.

Что помогает преодолеть кризис и выбрать путь на развилке?

1. Выстраивание жизни в соответствии с психологическими и физиологическими особенностями. Эти особенности наконец-то принимаются и учитываются, а не происходит борьба с ними. И тогда, например, можно уже жить в том режиме, в котором ты хочешь.

2. Ролевое разнообразие, преодоление кризиса через них. Когда ролей много, не формальных, а реально задействованных – легче справляться с переменами. Что это могут быть за роли: профессионал, мать\отец, подруга\друг, хозяин\хозяйка, любовник\любовница (тема желания, не обязательно сексуального, желания нравиться, флиртовать), роль личности (связана с развитие, обучением, интересами), собачник, и многие другие.

3. Реализация планов и мечтаний, развитие новых интересов. Ведь желания уже не надо отодвигать. Это могут быть путешествия, рыбалка, реставрация мебели. Все, что угодно! Можно пробовать и бросать, если не понравится. Делать что-то ради ощущения удовольствия. Не по остаточному принципу, а найти этому место и время.

4. Желание и возможность передавать опыт, быть наставником. Эта потребность является биологической для человека как вида, она заложена природой. Наставничество – это именно общение на равных, не вертикаль, не учительство. Открывать в себе наставника важно, искать для этого возможности.

5. Выстраивание социальных контактов, не связанных с профессиональной деятельностью. Находить новых друзей можно в любом возрасте. В зрелом это могут быть не только коллеги.

6. Пересмотр границ и выстраивание новых отношений с родными. Ближний социум меняется. Это и синдром опустевшего гнезда, и сосредоточенность супругов снова друг на друге. Становится важным оберегать приватность своей жизни и своих желаний.

7. Определение своих источников радости и удовольствия и сознательное их использование. Это может быть бесполезное занятие, но именно приносящее радость и удовольствие. Например, смотреть сериалы, сидеть под яблоней. Фокус внимание перемещается с внешнего на внутреннее, на знание себя. Не то, что надо, а то, что хочу.

8. Стремление быть современным, интересоваться и использовать достижения прогресса. Не бояться быть в роли учеников. Это связано еще и с поддержанием и развитие нейронных связей. Важно интересоваться новым, быть в курсе событий, дополнять собственную картину мира.

С поиском новых смыслов и ценностей получается смотреть в прошлое без сожаления, а в будущее без страха, а с интересом!

Ирина Жданова